Майами
Статьи
Объявления
Наши рекламодатели
Деловой Майами
Работа
"Русский город"
Медиа
Общество
Развлечения
Иммиграция
English
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
МЕНЮ

Кто такой Гривадий Горпожакс?

Кто такой Гривадий Горпожакс?

Любая страница художественного текста – это попытка удержать или вернуть пролетающее и ускользающее мгновение.

В. Аксёнов

 

Василий Павлович Аксёнов – писатель-эмигрант. Его прижизненная слава была невообразимой: он был читаем, популярен и любим в течение полувека. Он сочетал точное изображение обыкновенных героев с гротеском, фантазией, иронией. И это в те времена, когда вся литература была очень серьёзной.

Родился Василий Аксёнов в семье партийных работников. В 1937-м его родителей арестовали, а будущего писателя отправили в детский дом. Но через несколько месяцев его разыскал брат отца, взял в свою семью и по сути вырастил. Свою мать Василий увидел вновь уже 16-летним подростком, приехав к ней на поселение в Магадан.

Помимо счастливого воссоединания с матерью Василий обрёл в Магадане («самом свободном городе Советского Союза») то, о чём потом всегда вспоминал с благодарностью, – русскую поэзию: Гумилёва, Ахматову, Пастернака, Северянина. Но было решено, что Василию стоит поступать в медицинский институт – Первый медицинский в Ленинграде («в лагере врачи лучше выживают»). Он и поступил.

Однако удача сопутствовала ему не на докторском поприще, а в писательстве, в котором он решил попробовать силы. В 1959 году журнал «Юность» напечатал два его рассказа, за ними последовала повесть «Коллеги», очень скоро экранизированная (с молодыми и неотразимыми Лановым, Ливановым и Анофриевым в главных ролях). Вслед за «Коллегами» вышла повесть «Звёздный билет», тоже почти сразу перенесенная на экран. Фильм назывался «Мой младший брат», в нём сыграли будущие звёзды кино и театра Олег Даль, Александр Збруев, Андрей Миронов. К моменту выхода этого фильма на экраны писателю было всего-то тридцать лет, и его, без сомнения, можно было считать везунчиком.

Аксёнов бросил медицину и сосредоточился на литературе. Его сравнительно много печатали все 1960-е: в это десятилетие выходят повести «Апельсины из Марокко», «Жаль, что вас не было с нами» и «Затоваренная бочкотара», не утратившая своего обаяния до сих пор. В это же время театр «Современник» ставит его пьесу «Всегда в продаже».

С наступлением 1970-х испытывать границы свободы в литературе и брать издательства кавалерийским наскоком становилось всё труднее. Аксёнов взялся для заработка за детские книги и написал дилогию о мальчике с немыслимым именем Геннадий Стратофонтов «Мой дедушка – памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит». В соавторстве с соавторами Горчаковым и Поженяном (втроём они подписывались выдающимся псевдонимом Гривадий Горпожакс) он сочинил ещё одну сатирически-авантюрную книгу «Джин Грин – неприкасаемый». Эти повести и роман долгие годы стояли особняком во всей детско-юношеской литературе.

«Когда произошла оккупация Чехословакии, вот тогда рассеялись последние иллюзии и я понял, что нужно написать что-то в стол, что-то действительно серьёзное... Это было заведомо в стол, это был сильный момент преодоления страха». Речь, конечно, шла о романе «Ожог», который ни при каких обстоятельствах не мог быть напечатан в СССР. Аксёнов всегда говорил, что не участие в альманахе «Метрополь», а именно «Ожог» послужил причиной его выдворения из страны. В 1980-м писатель поехал в Америку, где и узнал, что его лишили гражданства.

В США он двадцать лет преподавал русскую литературу и публиковал прозу. Здесь увидели свет «Ожог» и «Остров Крым», «Скажи “изюм”», «Бумажный пейзаж», «В поисках грустного бэби». Одну книгу он написал по-английски «The Yolk of the Egg» («Желток яйца»), но её напечатали сначала только отрывками.

О книгах Аксёнова, написанных в Америке, в американской прессе опубликовано больше статей, чем о любом другом русском авторе, выходце из СССР (кроме, естественно, двух Нобелевских лауреатов). Тем не менее, Аксёнов в Америке так и остался известным писателем для узкого круга. Близкий друг Аксёнова, литератор Гладилин, писал: «Подозреваю, что Василий хотел стать автором американского бестселлера и весьма огорчился, что ничего не получилось. По моему разумению, даже теоретически не могло получиться. Чтобы создать американский бестселлер, надо писать плохо и о глупостях. А вот этого Аксёнов не сумеет».

Лишь в 1990 году Аксёнову было возвращено советское гражданство. Он стал наездами бывать в России, и его вначале короткие набеги позже превратились в полноценные сезоны (он делил год между США, Францией и Москвой, позже только между Францией и Москвой). Пошли одна за одной отложенные публикации романов, появилась «Московская сага», превращённая в роман-эпопею и в конце концов экранизированная. Газета «Московские новости» печатала публицистику Аксёнова, наконец, дело дошло до новых романов – «Новый сладостный стиль», «Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки». За последний в 2004 году он получил «Русского Букера». До болезни он выпустил ещё два романа – «Москва Ква-Ква» и «Редкие земли». Аксёнов вспоминал: «Я никогда не заставлял себя писать. Потому что жутко люблю это занятие. Я графоман по психологической натуре. На меня сам процесс письма действует гипнотически. Уже с утра начинаю беспокоиться о героях, как они там, и тороплюсь к ним».

Ему часто задавали вопрос: «Бродский – ваш враг?» (Обе знаменитости жили одновременно в Америке и, мягко говоря, не дружили между собой, особенно после того, как Бродский в пух и прах раскритиковал аксёновский «Ожог»). Он отвечал: «Я не считаю себя врагом Бродского. Я его просто терпеть не могу... Начинаю зевать от двух строчек его стихов».

Последнее интервью в «Koмсомолке» вышло 12 января 2008 года. А через три дня, днём, бригада скорой помощи забрала Василия Аксёнова в больницу. Писатель был за рулём и столкнулся с джипом. Авария произошла из-за острого нарушения мозговой деятельности – Аксёнова сразил инсульт. Была отработана схема лечения, врачи давали не самые печальные прогнозы... Но у каждого своя судьба.

Василий Аксёнов скончался 6 июля 2009 года, не дожив 45 дней до своего 77-летия. «Как он умел дружить! – говорили люди. – Даже в этот день собрал потрясающую компанию».

 

Фразы Василия Аксёнова

  • Дружба – умение молчать вдвоём.

  • Почему вообще одни люди сочиняют музыку, раскрывают сердца своих братьев для любви, героизма, верности, а другие с тупым равнодушием поднимают автоматы и, соревнуясь в меткости, истребляют своих братьев, своих безоружных братьев?

  • Человек свободен настолько, насколько он свободен внутри.

  • Нельзя всю жизнь быть глиной в корявых лапах государства.

  • Если страной правит банда, то и все неясности надо объяснять простейшей уголовной логикой.


Читать еще

В поисках доверия..

Весело до ужаса: Paranoia..

Какой у вас рейтинг? Для ..

Одежда необязательна, или..