Майами
Статьи
Объявления
Наши рекламодатели
Деловой Майами
Работа
"Русский город"
Медиа
Общество
Развлечения
Иммиграция
English
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
МЕНЮ

Свободный человек Владимир Набоков

russiantownmiami.com
Свободный человек Владимир Набоков

Уже при жизни Владимир Набоков стал выдающимся писателем и классиком. Писатель хотел отмечать свой день рождения в один день с Шекспиром, а не с Лениным, которого искренне ненавидел, и потому записал в своём американском паспорте свой день рождения не 22-го, а 23 апреля по новому стилю. А ещё это был страстный коллекционер бабочек, знаток шахмат, блистательный лектор и переводчик. О себе он говорил так: «Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию... Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце по-русски, а моё ухо – по-французски».

Родился Набоков в аристократической семье. Набоковы были знатным и богатым дворянским родом. Многие его представители достигли серьёзных общественных высот, например, дед Владимира был министром юстиции и одним из авторов судебной реформы 1864 года. Кроме Владимира в семье было ещё четверо детей: сыновья Сергей и Кирилл, дочери Ольга и Елена. В обиходе Набоковы использовали три языка: русский, английский, и французский, и будущий писатель в совершенстве владел ими с раннего детства.

После Октябрьской революции семья была вынуждена эмигрировать. Оказалась в Крыму, где Набоков-старший стал министром местного правительства. Набоков-младший познакомился с Максимилианом Волошиным, а через него – с поэзией Андрея Белого. В 1919 году Набоков стал студентом Кембриджского университета, сначала специализируясь на энтомологии, затем на словесности. В 1922 году он окончил университет с отличием.

Неожиданная трагическая гибель отца от руки анархиста заставила Набокова задуматься о деньгах. Он переехал в Берлин, где довольствовался случайными заработками, писал для эмигрантских изданий, сочинял небольшие скетчи и пьесы и даже шахматные задачи. Блестящее воспитание, полученное в детстве, позволило ему давать уроки тенниса, французского и английского языков. В Германии Набоков прожил до 1937 года, затем вынужден был переехать во Францию.

Весь европейский период Набоков подписывал свои произведения псевдонимом «Сирин». Он, подобно этой мифической птице, очаровывал читателя – своими стилистическими изысками, великолепным чувством языка. Для него художественный текст был игрой, а искусство – восхитительным обманом. Как великолепному знатоку фауны и флоры Набокову было известно, что сирин – это не только райская птица с женским лицом и грудью, но ещё и сова с оперением ястреба. Так и в его творчестве ясность и изящество стиля соседствовали с пугающей откровенностью самых непостижимых сюжетов и образов. Книги Набокова следует не просто читать, а разгадывать, оно зашифрованы и полны таинственного, скрытого смысла.

Говорят, что он считался человеком нелёгким и бывал надменен, насмешлив, скрытен. В воспоминаниях о Набокове нет свидетельств того, что он легко сходился с людьми и любил поболтать в компании за стаканом доброго вина. В его книгах, написанных «зеркальным» слогом, напрочь отсутствует так называемая задушевность. Отношение к Набокову большинства русских писателей-эмигрантов было далеко не однозначным: от восхищения до пугающей грубости. Тем не менее в 1930-е годы он нашёл признание у старшего поколения писателей эмиграции. Его даже назвали главным обретением эмигрантской литературы.

Вначале Набоков выступил как поэт. Первым произведением, появившемся в печати в 1916 году, было стихотворение «Лунная грёза» на любовную тему. В этом же году вышел и первый сборник, посвящённый первой любви. Стихи Набоков продолжал писать до конца своих дней. Одно из его стихотворений, «Влюблённость», вошло и в последний роман, написанный за три года до смерти. Первое прозаическое произведение Набокова «Машенька» вышло в 1926 году. По стилистике оно близко французским писателям: герой размышляет о возможности встречи со своей бывшей возлюбленной. Писатель отражает настроения и переживания героя – от надежды до отчаяния. Главной темой этой книги и всех последующих является тема русской эмиграции, соединённая с ощущением безнадёжности эмигрантского существования. Вслед за «Машенькой» появились романы «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Подвиг», «Oтчаяние», «Дар» и другие. Девятый роман, написанный в Европе по-русски, «Одинокий король», остался незавершённым.

Русские знакомства в США

Получив приглашение на преподавательскую работу, в 1940 году Набоков уехал вместе с семьёй в Америку. Так начался новый период творчества писателя. В течение двадцати лет, проведенных в Америке, Набоков занимался преимущественно преподаванием, вёл занятия по русской литературе в университете, не оставляя и энтомологию. В течение ряда лет он работал в Гарварде научным сотрудником энтомологического отдела Музея сравнительной зоологии. Ежегодно путешествуя с женой, Набоков собирал бабочек, ему удалось открыть некоторое количество видов и подвидов насекомых. Несколько бабочек названы в его честь.

По мнению большинства исследователей, романы и рассказы Набокова похожи по построению на шахматную игру. В них есть скрытая закономерность ходов и причудливость комбинаций. Всемирная известность писателя началась с романа «Лолита», вызвавшего много противоречивых и скандальных оценок. Сам же прозаик считал этот роман своей лучшей работой: «Я знаю, что на сегодняшний день “Лолита” – лучшая из написанных мною книг. Я спокоен в моей уверенности, что это серьёзное произведение искусства и ни один суд не сможет доказать, что она порочна и непристойна. “Лолита” – это трагедия. Трагическое и непристойное исключают друг друга».

В одном из номеров журнала New Yorker была опубликована статья, посвящённая Владимиру Набокову и его жене Вере – «Гений и миссис Гений». С самого их знакомства ум и душу Веры занимало литературное творчество мужа. Она была его первым читателем, критиком, редактором и корректором его текстов, а также секретарём, литературным агентом и просто постоянным спутником и матерью его сына. Она не только оказывала ему практическую помощь, но и принимала непосредственное участие в его творчестве.

В 1960 году писатель с женой вернулись в Европу и поселились в Швейцарии в курортном городке Монтре. Здесь Набоков прожил последние семнадцать лет своей жизни, здесь его и похоронили неподалёку от Женевского озера.

 

Цитаты Владимира Набокова

~ Я мыслю как гений, пишу как выдающийся автор и говорю как дитя.

~ То, что вызывает во мне отвращение, несложно перечислить: тупость, тирания, преступление, жестокость, популярная музыка. Мои пристрастия – самые сильные из известных человеку: сочинительство и ловля бабочек.

~ Вся Россия, которая мне нужна, всегда со мной: литература, язык и моё собственное русское детство. Я никогда не вернусь. Я никогда не сдамся. И в любом случае гротескная тень полицейского государства не будет рассеяна при моей жизни.

~ Я не думаю ни на одном языке. Я думаю образами. Я не верю, что люди думают на языках.

~ Настоящий писатель должен внимательно изучать творчество соперников, включая Всевышнего.

~ Все мои книги, включая первую, которую я написал сорок три года назад на изъеденном молью диванчике в немецких меблишках, запрещены в стране, где я родился. Это потеря для России, а не для меня.

~ Я считаю «Анну Каренину» высшим шедевром литературы XIX века. Мне совершенно не нравятся «Воскресение» и «Крейцерова соната». Публицистические атаки Толстого невыносимы. Категорически не приемлю «Братьев Карамазовых» и отвратительное морализаторство «Преступления и наказания». Никогда не понимал всемирной популярности Достоевского. Убеждён, что он пишет исключительно о больных людях.

~ Могу дать начинающему критику такие советы: научиться распознавать пошлость. Помнить, что посредственность преуспевает за счёт «идей». Остерегаться модных проповедников. Избегать аллегорий. Проверять, не является ли обнаруженный символ собственным следом на песке.