Майами
Статьи
Объявления
Наши рекламодатели
Деловой Майами
Работа
"Русский город"
Медиа
Общество
Развлечения
Иммиграция
English
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
МЕНЮ

Кто заболел «фиолетоманией»?

russiantownmiami.com
Кто заболел «фиолетоманией»?

В сентябрьском выпуске журнала «Русский город» вы могли прочитать статью «Дьявольский зелёный цвет» – о том, как живописцы прошлого обращались с зелёной краской. А теперь поговорим о... фиолетомании!

 

Художники-импрессионисты боготворили Эдуарда Мане. Однажды, незадолго до смерти, Эдуард Мане сказал: «Цвет атмосферы – фиолетовый! Не пройдёт и трёх лет, как все будут работать фиолетовым».

Для нас в фиолетовом цвете нет ничего необычного. Но вот для живописи того времени слова Мане звучали каким-то абсурдом. Этот цвет использовали крайне редко, почти никогда. И уж тем более фиолетовым не изображали атмосферу.

Конечно, более консервативные художники не стали его слушать. А вот импрессионисты пришли в восторг. И вот уже мы видим фиолетовое небо и фиолетовые деревья у Клода Моне. А ещё – фиолетовые тучи у Писсарро.

Вообще Писсарро особенно полюбил фиолетовый цвет. Один критик писал о нём: «Убедить Писсарро в том, что деревья не фиолетовые, так же трудно, как убедить обитателя сумасшедшего дома в том, что он не папа Римский».

В общем, все «здравомыслящие» критики решили, что импрессионисты заболели «фиолетоманией». Да, на полном серьёзе выдвигалась версия о причинах их «болезни». Ведь они работали на пленэре (на открытом воздухе), и от постоянного пребывания на ярком солнце у них якобы открывалась способность видеть фиолетовый цвет. Все нормальные люди, мол, его не видят, а импрессионисты видят!

Но дело было совсем в другом. Озарение Эдуарда Мане подтверждало появившуюся тогда теорию дополнительных цветов.

У каждого основного цвета есть цвет дополнительный или противоположный. Он усиливает основной цвет, делая его ярче. А какой противоположный цвет у жёлтого, цвета солнечного света? Да, именно фиолетовый!

Поэтому у импрессионистов так много фиолетового на пасмурных пейзажах. Там, где нет солнца, находится место пурпуру.

Любовь к фиолетовому подхватил и Винсент Ван Гог. И его зимние, менее солнечные пейзажи также содержат немало его оттенков.

Pro Lingua

Согласитесь, на его картине фиолетового больше, чем белого и зелёного. Хотя работа носит название именно «Белый коттедж среди оливковых деревьев».

При этом очень важно учесть, что не весь фиолетовый на этих картинах просто выжил. Импрессионисты, так же как и Ван Гог, использовали порой довольно дешёвые краски. Так, на своей знаменитой картине Винсент смешивал синюю и красную краску, чтобы получить фиолетовые ирисы. Но со временем красный пигмент выцвел. Поэтому «Ирисы» дошли до нашего времени... синими.

Кстати, нам вообще очень повезло, что «Ирисы» дошли до нас, хотя и не в первозданном виде. Дело в том, что немало работ, созданных Ван Гогом в лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми он раздарил её обитателям. Главному врачу, его сыну и даже некоторым пациентам. Судьба многих этих работ весьма печальна, ведь все думали, что это лишь «картинки» больного человека. И обращались с ними соответствующе. Так, сын врача использовал картины Ван Гога в качестве мишеней, нещадно их расстреливая. А местный фотограф, увлекающийся живописью, соскоблил краску с десятка холстов Ван Гога.

После смерти художника «Ирисы» оказались у его матери. И – снова чудо, что они это пережили. Мать Ван Гога тоже не понимала творчества сына. Переезжая после смерти мужа в другой город, она просто оставила на чердаке несколько десятков ранних работ Винсента. Они ей были просто не нужны. Их судьба до сих пор неизвестна.

После смерти матери Ван Гога в 1907 году картину купил коллекционер за 300 франков. А уже в 1990 году она досталась музею Гетти (Лос-Анджелес). Но только уже за 54 миллиона долларов.

Однако фиолетовый цвет очень приглянулся следующему поколению художников – экспрессионистам. Ведь это был уже цвет нового времени, новой атмосферы, в которой он смело встречается с жёлтым. И они усиливают друг друга.

А на своих курсах я задаю участникам такой вопрос: как вы думаете, какой цвет присутствует больше всего в общей массе на картинах всех времён и народов? Так вот, теперь вы знаете, что это точно НЕ фиолетовый!