Майами
Статьи
Объявления
Наши рекламодатели
Деловой Майами
Работа
"Русский город"
Медиа
Общество
Развлечения
Иммиграция
English
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
МЕНЮ

Автор одной картины

russiantownmiami.com
Автор одной картины

Чтобы все и всегда были единодушны в оценке творчества – так не тоже не бывает. Но что ни говори, первое впечатление от увиденного творения – это великое дело, оно может сразу определить отношение к вещи, а уж потом начинаем осмысливать её. Однако иной раз определяющим оказывается чьё-то очень уж значимое мнение – если это мнение большого специалиста, авторитета в искусстве.

Русские знакомства в США

О картинах Александра Ивановича Лактионова мнения зрителей и искусствоведов разошлись давно и навсегда, начиная с его первой работы после диплома – «Письмо с фронта». Все, кто учился в советских школах, помнят эту картину по иллюстрациям в учебниках, календарях, журналах. Многие только эту работу Лактионова и знают. Действительно, одной этой работы хватило бы, чтобы остаться в народной памяти.

Родился будущий художник в Ростове в 1910 году, там же окончил художественную школу и «понял, что только художником должен быть». У Лактионова в творчестве никакого авангарда не водилось, но была хорошая подготовка. Когда он решил с друзьями ехать в Ленинград учиться в Академию художеств, по пути в Москве они показали свои работы Игорю Грабарю и Михаилу Нестерову. Нестеров увидел способности Лактионова и дал рекомендацию в Академию, куда тот и был принят (хотя прием 1932 года уже был закончен). Принят в мастерскую Исаака Бродского – первого ректора Института живописи, скульптуры и архитектуры.

Учился Лактионов до 1938 года и в последние два года даже преподавал. То, как Бродский понимал живопись, его девиз «Ближе к натуре!» – всё это оказалось близко Лактионову, именно так он и работал. Но на дипломе учитель уже не мог помочь художнику отстоять такую манеру письма, которая не понравилась художнику Сергею Васильевичу Герасимову, что он и высказал: мол, при всем идеальном реализме в картинах Лактионова не хватает души, нет характера у персонажей, нет психологической выразительности и глубины. Герасимов отмечал, что «все вещи живут обособленно», что «тщательно раскрашены все предметы». Это же говорили и о более поздних вещах художника – что он не может колористически объединить вещи на холсте, у него и впрямь кажется, что каждая вещь – отдельный предмет любования. Он и не желал от этого отказываться, во всяком случае, это действительно была его уникальная манера работы. По холсту он проходился первым номером кисти – а это кисточка толщиной в 1 миллиметр! Вот так тонко, точно и старательно работал Лактионов.

У «Письма с фронта» интересная история создания. После эвакуации Академии художеств в Самарканд в 1943 году Лактионов переехал в Москву, но жил в Загорске. Жил с женой в так называемой «стене»: некогда это действительно была стена, в которой заложили кирпичом арки и разделили её на кельи. Он думал о создании первой последипломной работы. И однажды встретил раненого солдата, который по военному письму-«треугольнику» искал адрес. Лактионов помог ему найти нужный дом и увидел, как радовались в доме полученному письму. Вот он – готовый выразительный сюжет!

Работа продолжалась два года. И не думайте, что это была спокойная работа художника. Это были военные и первые послевоенные годы, годы ужасающей бедности. Он сидел без заказов (кто-то из друзей рассказывал, что видел Лактионова на базаре, продающего собственные ботинки, а не заметить его было трудно: он был высоченного роста). Потому натурщиков позволить себе он не мог. Дети на картине – это дети художника, женщина в дверном проеме – его тётя, девушка с красной повязкой – соседка, а солдат – это приятель, действительно солдат. Да и все детали антуража – настоящие, написанные с натуры. Даже солнечное небо – лето действительно стояло солнечное, радостное, победное.

Когда Лактионов отвёз картину в Москву на Всесоюзную выставку, известный художник Александр Герасимов оценил живопись: «Ну, что тебе, милый мой, сказать? Молодец!». А вот чиновной комиссии изображённое на полотне не понравилось; раздолбанная дверь, провалившийся пол и облупленная штукатурка не соответствовали «социалистическому реализму»: а вдруг иностранцы увидят такой быт советских людей! А у Лактионова коза в келье жила, да и само жилье самое что ни на есть натуральное на полотне.

Повесили в Третьяковке где-то рядом с лестницей на первом этаже. Но народ в основном шёл смотреть именно «Письмо с фронта», и в книге отзывов большинство записей было именно о нём, и все восторженные. Потом картина заняла почетное место на выставке. А в апреле 1949 года, вспоминает Лактионов, в 6 часов утра после гимна СССР по радио в «Последних известиях» сообщают: «Присвоить Сталинскую премию 1 степени художнику Лактионову Александру Ивановичу за картину «Письмо с фронта». Не поверил, помчался к киоску «Союзпечати», купил газету... Действительно, премия!

После этого «жить стало лучше, жить стало веселей». Во-первых, пошли заказы, а в том же 1949 году Лактионов избран членом-корреспондентом Академии художеств. Ну и что не менее важно, он получил хорошую квартиру в Москве на Соколе. Потом уже в 1970 переехал на улицу Горького, где и висит теперь мемориальная доска. Он сделал шесть копий «Письма с фронта» для разных организаций и действительно застолбил место в истории советского искусства. Именно то, что не нравилось искусствоведам, обычный зритель оценил высоко. Обратите внимание, как тщательно выписаны проломанные доски пола, стоптанные шлепанцы женщины и ордена фронтовика, а папиросный дым выглядит абсолютно реальным. С точки зрения зрителей «всё как настоящее».

У Лактионова есть и замечательные пейзажи, натюрморты, портреты. Вот хотя бы такая близкая для нашего былого жилища картина «Февраль».

А как-то раз Лактионов не обнаружил в Третьяковке одной своей картины – «За вышиванием». Оказалось, её подарили Джавахарлалу Неру. С музейными работами обычно так и поступали; видимо, эта очень понравилась. Сейчас она находится в Индии в Национальной картинной галерее, а Лактионов сделал дубликат.

 

А как выразительны пейзажи художника, к примеру, его «Новодевичий монастырь».

Портретное мастерство Лактионова было отмечено Государственной премией РСФСР имени Репина за серию портретов героев социалистического труда и космонавта Владимира Комарова. Портретов Лактионова сделал много, хороших и разных. А портрет космонавта Комарова подкупает своей неофициальностью. Это не парадный портрет героя, а лицо умного образованного человека. Портрет был показан на выставке в Манеже к 50-летию Октября, после чего семья космонавта нечасто выставляла его. Теперь он тоже в собрании Третьяковки.

В 50-х годах по заказу ЦК КПСС на основе фотографии Лактионов сделал портрет Никиты Хрущева в технике литографии. Интересно было, как его демонстрировали Хрущеву: портрет повесили близ его кабинета; наконец он обратил на него внимание и дал добро на тиражирование портрета.

И всё же художник завоевал любовь миллионов всего лишь одной картиной.