Майами
Статьи
Объявления
Наши рекламодатели
Деловой Майами
Работа
"Русский город"
Медиа
Общество
Развлечения
Иммиграция
English
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
МЕНЮ

Великий бунтарь

russiantownmiami.com
Великий бунтарь

Вспоминая жизнь этого художника, можно подумать, что мы вернулись в лихие 90-е годы прошлого века и встретились с персонажем из какой-нибудь ОПГ. Но если бы только этим был памятен наш герой, вряд ли помнили бы о нём четыре сотни лет. Он изменил понимание красоты в живописи, восприятие света и цвета, по-другому выполнял даже традиционные евангельские и мифологические сюжеты. Именно с него начался реализм в живописи. Да, таков был этот загадочный Микеланджело Меризи да Караваджо.

Загадочен он был по всем статьям, даже в своей биографии: до последнего времени не знали точно, где и когда он родился и почему умер. Судьба его картин тоже часто была неясной, приходилось решать, ему ли они принадлежат. И было у него немало недругов – таков уж был его характер.

Совсем недавно, в 2007 году, всё-таки нашли документ и узнали, что родился Микеланджело Меризи в 1571 году близ Милана, в городке Караваджо, откуда в 1584 году был отправлен в обучение к художнику Симоне Петерцано, ученику самого Тициана. Но не осталось от периода обучения (а это десяток лет) ни одной работы Меризи. Ни единой. Некоторые искусствоведы полагают, что Петерцано просто положил их в папочку со своими работами.

Меризи уже начал знаться с художниками, у него появились и более лихие занятия: кто-то из новых друзей обучил его фехтованию. И даже подарил рапиру с надписью: «Смирение убивает гордыню». Впрочем, смирение – это не о нашем герое.

После кончины матери и раздела наследства Меризи отправляется покорять своим искусством Рим. У одного из биографов это описано так: «Была там какая-то история с побитой потаскухой. Говорят, он ранил её ревнивого любовника, который, на беду, оказался блюстителем порядка». И если мы не знаем точного времени пребывания Меризи в Риме, установить это можно по полицейским протоколам.

В Риме художника пока ещё никто не знал, и он не мог ни получить заказы, ни даже продать свои работы, будь они хоть трижды гениальны. Кстати, именно в Риме он взял имя Караваджо, поскольку не считал себя вправе называться Микеланджело. Его всё же пригласил в свою мастерскую Чезари д’Арпино. Но в это время Караваджо подхватил лихорадку, а Чезари отказался платить за его пребывание в госпитале. Оно оказалось долгим, Караваджо приходил в себя полгода. Зато результатом болезни оказалась картина «Больной Вакх», которая теперь хранится в галерее Боргезе в Риме.

Русские знакомства в США

И вот Караваджо представлен кардиналу Франческо дель Монте, который не только стал покровительствовать ему, но и поселил его в своём дворце. Художник получил и кров, и место для работы. Кардинал любил его живопись, и постепенно собрал целую коллекцию. А Караваджо писал уже всё более блистательно, всё более самобытно.

Единственная в России картина Караваджо находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Это «Лютнист» 1595 года. Известно, что были написаны две таких картины: одна для кардинала дель Монте (теперь находится в Метрополитен-музее). А другая – для Винченцо Джустиниани, теперь она в Эрмитаже, потому как семейство Джустиниани поиздержалось к концу XVIII века и решило продать картину. Но над чем приходилось ломать голову, так это какого пола персонаж изображён на картине. За то время, что я занимаюсь историей искусства, картина меняла название – то «Лютнист», то «Лютнистка». Однако это всё же юноша, и вероятнее всего, это Марио Миннити, ставший другом Караваджо в Риме и натурщиком для нескольких его работ.

Благодаря кардиналу дель Монте Караваджо получает первый большой заказ – росписи для капеллы Контарелли церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Это три масштабных многофигурных композиции, посвящённые апостолу Матфею. Караваджо отказался от фрески и выполнил работы на огромных холстах, размером более трёх метров в каждом измерении. Да, это евангельские сюжеты, но каждый выполнен в необычной трактовке. А ещё Караваджо сделал так, что лучи света сквозь оконный проём в капелле совпадают с лучом света на картине. Потрясающий эффект, его потом оценил и использовал в своих фильмах Мартин Скорсезе. Однако сюжет «Святой Матфей и ангел» Караваджо пришлось-таки переписать: не одобрили идею, что изображённый евангелист, оказывается, был неграмотным и ангел водил его рукой. Да и сидел Матфей как-то не по канону, забросив ногу на ногу. Отвергнутая картина хранилась в музее в Берлине, где и погибла при бомбардировке в 1944 году.

В 1600 году Караваджо принял заказ на работы для капеллы Санта-Мария-дель-Пополо. Капелла была выполнена Рафаэлем, Караваджо любовался ею и теперь он должен был сделать для неё «Распятие Святого Петра» и «Обращение Савла». Первые их варианты тоже были отвергнуты церковниками.

Позже Караваджо пишет для церкви Сант-Агостино «Мадонну ди Лорето» – явление девы Марии с младенцем Иисусом крестьянам-паломникам. Не волхвам, не царям восточным, а простым крестьянам. Причём, заказана была картина наследниками маркиза Кавалетти для семейной капеллы. А Мадонной показана... куртизанка Маддалена Антоньетти – любовница Караваджо. Якобы и священники, и прихожане требовали «убрать это безобразие». Но работа осталась на месте. Имела право: ведь район Сант-Агостино был районом проституток. Их подаяниями и процветала местная церковь. А Маддалену (Караваджо звал её Леной) художник изобразил и на других полотнах.

В 1602 году Караваджо пишет по заказу «Успение богоматери». «Успение» – это по канону не просто смерть Марии, но и вознесение её на небеса. А что делает Караваджо? Показывает именно кончину этой женщины, да ещё в качестве натурщицы опять пишет свою Лену. Такого церковь принять не могла. Но, как говорится, не было бы счастья... В это время Рубенс гостил в Риме, и именно он посоветовал герцогу Гонзага купить эту картину. Ныне ею счастливо обладает Лувр. Кстати, меценаты, ценившие работы Караваджо с удовольствием приобретали работы, отвергнутые церковью. Интересная деталь: за пару лет до этого Караваджо делал попытку стать академиком Академии Святого Луки. Но её глава презрительно отозвался о живописи Караваджо. Однако, когда картину продали герцогу Гонзага, её уже показывали студентам Академии как образец.

В первые годы XVII века Караваджо пишет много – и библейские, и мифологические, и жанровые сюжеты. Но снова сказался его характер: 26 мая 1606 года во время игры в тогдашний теннис началась драка с давним противником художника Рануччо Томассони. В ссоре были виноваты оба, но Рануччо полагался на свою безнаказанность, ведь его родня состояла не службе у папы Павла V. Рануччо был убит, Караваджо получил рану и был обвинён в убийстве. По указу Папы теперь любой мог просто убить художника. Пришлось бежать.

Караваджо переехал в Неаполь, где его приняли как гениального художника. За два года написано более десятка картин, по заказу церкви он пишет огромное и экспрессивное полотно «Семь дней милосердия». Картина была высоко оценена и скоро стала этаким национальным достоянием; указом было запрещено её вывозить из Неаполя и копировать.

А потом Караваджо оказался на Мальте, куда ему помог переправиться сын маркизы Колонна, с которым они дружили в детстве. Мальта давно стала местом пребывания рыцарского ордена, выстроена столица Ла Валетта, которая укреплена как крепость. Для высокого статуса столице не хватало только культурной составляющей, и тут очень кстати оказался Караваджо. Он становится рыцарем Мальтийского ордена, пишет портрет Великого магистра Алофа де Виньякура. А для выстроенного молитвенного дома, посвященного Иоанну Крестителю, пишет «Обезглавливание Иоанна Крестителя», где единственный раз встречается автограф Караваджо. И не фамилия, а f. Michelang.o, где “f” значит член братства ордена. Автор надеется, что это путь к реабилитации.

Но вскоре он снова арестован, потому как оказался замешанным в ссоре с рыцарем более высокого ранга. Он посажен в вырытый в земле глубокий «мешок», откуда не выбраться. Однако Караваджо выбрался и бежал – с помощью мальтийского рыцаря и друга Фабрицио Сфорца. Магистр лишает Караваджо рыцарского звания, художник бежит на Сицилию в Сиракузы, где встречает старого друга, того самого Марио Миннити. Теперь Марио сам стал художником. И он же убедил местное правление заказать Караваджо алтарный образ для церкви Святой Лучии, где, по преданию, находится её прах.

И вдруг Караваджо срывается и едет в Неаполь. Похоже, за ним охотятся – то ли родственники из клана Томассони, то ли мальтийские рыцари. Даже распространился слух, что Караваджо уже убит. А у него рождается замысел самой драматичной картины «Давид с головой Голиафа». Давид держит в руке отрубленную голову великана Голиафа, но это голова... самого Караваджо! Считают, это мог быть подарок кардиналу Боргезе за помощь в получении прощения Папы.

И отправился Караваджо из Неаполя. Но тут опять начинаются тайны и неизвестность. Почему-то его высадили раньше, потом он бросился догонять свой транспорт – ведь там и его письмо к Боргезе, и его холсты. Но судно уже ушло обратно в Неаполь. Это стало последним несчастьем, которого Караваджо уже не перенёс. Его свалила болезнь, от которой он уже не оправился. И когда его близкие в Риме узнали о его смерти 18 июля 1610 года, они бросились в Порто-Эрколе. Но там никто ничего не знал о художнике. Караваджо пропал. Пропали и его холсты. О Караваджо забыли надолго – на целые века.

В жизнеописании Караваджо как-то нет повода поговорить о его культуре, а ведь он жил в интересное время. До его рождения ушли из жизни великие художники Возрождения – Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан. Но Караваджо тем и отличался от современных ему художников, что взял от великих не формальные приёмы, а их понимание искусства, их внимание к человеку. Будучи в тюрьме в Риме, Караваджо в течение трех днёй сидел в одном помещении с Джордано Бруно. На вилле у кардинала дель Монте ему случилось не согласиться с аргументами Галилея о преимуществах музыки перед живописью; он принёс свой холст «Музицирующие мальчики», и Галилей вынужден был признать поражение в споре.

Вновь оценили Караваджо только в ХХ веке, когда молодой искусствовед Роберто Лонги устроил выставку Густава Курбе и гениально догадался о роли Караваджо в истории живописи. Тогда и начались исследования творчества этого художника-бунтаря.

А ещё в честь Караваджо была выпущена итальянская банкнота номиналом в сто тысяч лир.