Майами
Статьи
Объявления
Наши рекламодатели
Деловой Майами
Работа
"Русский город"
Медиа
Общество
Развлечения
Иммиграция
English
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
МЕНЮ

Из кадетов в академики

russiantownmiami.com
Из кадетов в академики

Художник Павел Федотов заслужил, чтобы о нём знали. Удивительно коротка и, казалось бы, обычна жизнь этого художника, но странное дело: литературы о нём написано очень много, включая даже автобиографию (написанную, правда, в третьем лице). И добро бы Тициан или Микеланджело, прожившие по 90 лет и полные трудов во славу рода человеческого. А Федотов всего-то дожил до 37 лет!

Начиналась его жизнь как у многих на Руси. Вот только отец, суворовский солдат, получил орден и офицерский чин, что давало право на дворянское звание. Хотя какое там дворянство: небогатая жизнь с детьми от первой жены – пленной турчанки, а потом от второй – купеческой вдовы. Поселился Андрей Илларионович в Москве, в том самом районе у Мясницких ворот, куда через пару десятков лет привезут Татьяну Ларину «на ярманку невест». Так что не нужно будет художнику Павлу Федотову изучать быт и нравы своих персонажей, ведь он рос в этой среде и в этой бедности.

Наличие служивого отца стало неким преимуществом: в 1826 году 11-летний Павел Федотов принят в Московский кадетский корпус на обучение и пропитание. С этого времени он одет, обут – хоть эта проблема решена. Но можно себе представить морально-этическую атмосферу кадетского корпуса... Регулярно по понедельникам водили группы провинившихся для наказания поркой. Федотов за время обучения ни разу не был порот, и придя в училище без всякой подготовки, он уже к концу первого года числился в первых учениках. При всей нормальной человеческой реакции на казенную муштру Федотов числится на хорошем счету. Даже подрабатывать научился: кормили в корпусе не слишком сытно, и он получал ещё полбулки, исправляя чужие рисунки. При этом его собственные рисунки оценивались не очень высоко (зачем стараться, если за это не получишь добавки), но зато портретов друзей и учителей было множество, вроде бы шуточных, но не обидных и всегда похожих.

И вот 18-летний прапорщик Павел Федотов, с отличием окончив Московский кадетский корпус, выбирает для дальнейшего прохождения службы лейб-гвардии Финляндский полк. Гвардия – это не только служба и караулы, но и балы, карты, красивая форма (при условии, что на всё это есть деньги). У большинства гвардейцев они были. А вот прапорщику Федотову офицерской зарплаты на балы не хватало, одни только шёлковые чулки стоили как две месячных зарплаты, а надо было ещё и выкроить хоть немного на помощь стареющему отцу и сёстрам. Хотя дамам был очень приятен этот молодой офицер, и его с удовольствием учили танцевать. В автобиографии Федотов писал: «Упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже; это возбудило охоту посидеть смирно и в других – похоже опять, и вот уже стали говорить, что портреты, которые рисует Федотов, весьма похожи».

Финляндский полк располагался в Петербурге на Васильевском острове, почти рядом с Академией художеств, где за смешные деньги можно посещать рисовальные классы. Уже в июне 1834 года, всего через полгода в полку, у Федотова билет № 241 для посещения рисовальных классов Императорской Академии художеств. А ещё он получил разрешение копировать работы в Эрмитаже.

Летом 1837 года Финляндский полк посетил великий князь Михаил Павлович, с любовью встреченный гвардейцами. Это стало сюжетом первой большой акварельной работы Федотова «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года». Три месяца ушло у него на эту работу. По совету командира Федотов показал картину великому князю. Михаил Павлович был в восторге и подарил автору бриллиантовый перстень. Федотов получил ещё и отпуск, так что несколько месяцев провёл в Москве.

И перстень, и поездка стали первой в его жизни наградой, полученной не за службу, а за живопись (не считая булочек в кадетском корпусе). Поняв, какие по содержанию работы ценит начальство, Федотов принялся писать другую картину – «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара». При пожаре там сгорели два этажа, сгорели и знамена. Михаилу Павловичу картина тоже понравилась, он даже выделил по просьбе художника деньги на краски и пообещал показать картину Николаю I. Но пришло письмо от царя: «Государь император, удостоив внимания способности рисующего офицера, высочайше повелеть ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц и потребовать от него письменного на это ответа».

Прожить на 100 рублей – это было дело гиблое, а заработка от живописи пока не поступало. Хотя в армии талант Федотова ценят, он пишет групповые портреты соседних гвардейских полков. При этом служба Федотова шла вполне успешно, он был даже повышен в звании и стал капитаном. А тут ему предлагают всего 100 рублей в месяц ассигнациями. За советом обращается он к Карлу Брюллову, который отговаривает его покидать службу. И Федотов, продолжая служить, начинает больше совершенствоваться в искусстве, только теперь начинает писать маслом – а это дороже, чем акварель.

А вот Иван Андреевич Крылов, зная о работах Федотова, преодолев свою легендарную лень, пишет художнику письмо, в котором советует «оставить навсегда лошадок и солдатиков» Понял Павел Федотов, что сидеть меж двух стульев и заниматься живописью «в свободное от работы время» дальше не получится. И в январе 1844 года подал в отставку. Друзья устроили прощальный обед. Все были спокойны за будущее Федотова, ведь степени бедности Федотова никто из друзей не представлял. А он из первых 100 рублей ассигнациями сразу же отправил 50 отцу и снял грошовую квартиру на Васильевском острове. В квартиру приходят новые друзья – художники Агин, Жемчужников, поэт Плещеев, молодой Фёдор Достоевский. Задумывают иллюстрированный альманах.

Русские знакомства в США

Живопись маслом будто открыла Федотову новые возможности. По готовым эскизам и наброскам художник быстро пишет картины «Свежий кавалер, или Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». С подачи Брюллова «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста» показаны на выставке в Академии художеств. Автор получает звание «назначенный в академики» с условием закончить к осени 1849 года «Сватовство майора», эскиз которой он показал. И осенью на выставке в Академии художеств картина имела колоссальный успех.

Академия единогласно присвоила Федотову звание академика «по живописи домашних сцен» «за невиданный ранее мир реального быта». Немаловажно было и то, что к получаемой 100-рублёвой пенсии добавились 300 рублей в год из суммы, ассигнуемой кабинетом его величества на поощрение достойных художников.

Картины Федотова с огромным успехом показаны и на выставке в Москве. В Москве он встречается с Чаадаевым, Грановским, знакомится с Некрасовым. Выяснилось, что Павел Федотов ещё и замечательный портретист; просто до сих пор, не ценя эти свои работы, он их либо дарил, либо выбрасывал и часто отказывался принять плату за портреты. А портреты действительно были хороши – как, например, портрет Надежды Жданович, младшей сестры сослуживца.

По живописным работам Федотова делаются и продаются литографии, что тоже приносит заработок. Художник выполняет работы, в которых юмор становится не столь злым, а ирония легче. Такова, к примеру, картина «Завтрак аристократа, или Не в пору гость». Уж как её герой старается сохранить остатки былой роскоши – мебель, одежда, реклама устриц и даже собачка! А тут вдруг нежданный гость. И приходится спрятать, накрыв книгой, недоеденный ржаной хлеб.

У художника, кажется, начало налаживаться благосостояние. Коллекционер хочет купить «Сватовство майора» за две тысячи рублей серебром. Это же реализация мечты о собственном доме! Но при встрече оказывается, что он даёт только тысячу – а куда денешься, он заказчик.

Дела пошли всё хуже; литографии делать нельзя – тут вмешался цензурный комитет, ему, видите ли, не нравится крестик на халате «Свежего кавалера», а с ним не поспоришь. Запрещено иллюстрированное издание Некрасова, атмосфера николаевских ограничений отпугивает меценатов от художника с его сатирой. А жить нужно. И второй вариант «Сватовства майора» стал попыткой продать хорошо принятую работу.

Из Москвы Федотов привез ещё одну тему, вполне реальную – о судьбе своей сестры, лишившейся пропойцы-мужа и оставшейся совсем без средств к существованию. Ещё до написания картины появилось её название – «Вдовушка».

Было написано три варианта картины, искусствоведы особенно ценят третий – с лиловыми обоями в полоску. Написанный поистине вдохновенно за одну ночь, где вдовушка стала и одухотворённой, и погружённой в печаль. Такое впечатление, что будучи на военной службе, Федотов ещё мог с иронией смотреть на жизнь окружающих. Зато, оставив службу и окунувшись в эту самую жизнь, он теряет ироничность, становится печальнее. Это видно и во «Вдовушке», и в самой, пожалуй, трагичной картине Федотова «Игроки». Трагизм не только в содержании, но и в живописном решении: мертвенный свет, статичные изломанные фигуры персонажей, в рамах картины без изображений, зеркало, в котором ничего не отражается, скрытый от зрителя источник света. Кажется, в этой работе мы видим и скорый трагический конец художника.

По словам критика Стасова, художник произвёл на свет «едва лишь крупицу из того богатства, которым была одарена его натура. Но эта крупица дала чистое золото и принесла потом великие плоды».

В жанровой живописи, основоположником которой выступил Павел Федотов, получил своё развитие критический реализм, который станет основным содержанием русского искусства во второй половине XIX века.