Майами
Объявления
Деловой Майами
Работа
"Русский город"
Медиа
Общество
Развлечения
Иммиграция
English
Слушайте радио Русский Город!
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Портал русского
Майами
Читайте статьи различной
тематики на нашем сайте
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
МЕНЮ

Пионеры дизайна: Александр Родченко

Автор: Евгений Корягин, кандидат искусствоведения

Передвигаться по квартире Александра Родченко, где сейчас живут его потомки, довольно трудно: на полу стоят большие фото, теснятся какие-то выставочные объекты, конструкции висят даже под потолком – благо он достаточно высокий. Иногда место освобождается, потому что экспонаты отправляются на выставки по стране или миру, поскольку интерес к наследию Родченко среди людей, занимающихся дизайном, не ослабевает. Это ещё один ответ тем, кто полагает, что в России дизайна никогда не было. Был, и это был дизайн в условиях промышленного производства.

До XIX века вещи для быта создавали ремесленники. С началом промышленного производства и «великого переселения» в город таких предметов для быта понадобилось изготавливать много. Их начали буквально штамповать, и о красоте этих вещей почти никто из производителей не задумывался.

Но кто-то всё-таки начинал задумываться... Это ещё не тренд, это только поиски, замыслы. В 1916 году Александр Родченко принимает участие в конкурсе на оформление артистического кафе «Питтореск» на улице Кузнецкий Мост в Москве напротив Дома моделей, где в советское время находилось одно из помещений Союза художников. Предложенные Родченко проекты светильников были совершенно необычны по форме, по конструкции. Луч в них не направлялся абажуром, а отражался от внутренней поверхности металлического светильника (на фото я намеренно привёл набросок самого Родченко: это его авторская манера). В этом светильнике сама конструкция определяла форму, выразительность предмета.

Это была реализация концепции дизайна, стиля конструктивизм, одним из родоначальников которого в 20-е годы стал Родченко. Краткая суть этого стиля: художники должны создавать не только предметы искусства, но и потребительские изделия, предметы промышленного производства. И если выразительность предметов искусства определялась их композицией, то теперь их выразительность должна создавать конструкция.

Начав преподавать во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), Родченко разработал программу подготовки дизайнеров, которая с небольшими изменениями применяется по сей день. Начиная с анализа вещей, переходя к проектированию простых вещей, которые затем усложняются и приобретают дополнительные функции. Да, именно от тех проектов берут свое нечало, например, настольная лампа/торшер/фонарь для работы в фотолаборатории (с красным светом), или, например, кресло-кровать, или стол, используемый как обеденный и для работы с чертежами.

В 1925 году в Париже состоялась знаменитая декоративно-промышленная выставка. В основном она показала торжество стиля ар-деко – красивого и дорогого. Исключение составили дом Ле Корбюзье как пример функционализма и советский павильон – самый недорогой и самый интересный по пространственному решению. В советском павильоне Родченко представил проект рабочего клуба, оборудование которого давало возможность быстро трансформировать пространство из читального зала в место для проведения собраний. Столы, стулья, книжные полки, шахматный столик, светильник – всё это было новым по форме. Интересно, что такой светильник выпускала одна иностранная фирма, взяв его идею с фотографии рабочего клуба; правда, ребята чуть-чуть промахнулись: на фото лампа светила только вниз (что и повторили изготовители), а в авторском проекте включалась также лампа в верхней пирамиде, увеличивая общую освещённость интерьера.

В активе ВХУТЕМАСа были проекты спортивной и производственной одежды, конструктивистской декоративной росписи посуды, которые вместе с образцами росписи агит-фарфора очень ценимы сегодня у коллекционеров. Представленный здесь проект можно увидеть воочию только в музее «Строгановки».

Совместно с Владимиром Маяковским в 20-е годы Родченко выступает пионером рекламы и плаката. Две сотни плакатов были размещены в витринах магазинов, на афишных тумбах. Яркие, броские по цвету, с легко читаемым брусковым шрифтом, они невольно привлекали внимание потребителя. Кстати, плакат «Ленгиз» с портретом Лили Брик тоже не единожды был использован зарубежными дизайнерами: невозможно пройти мимо такой блестящей идеи!

Если уж мы вспомнили о фотографии Лили Брик, тоже сделанной Родченко, то нужно рассказать и об этой грани его таланта... Когда в XIX веке появился первый способ получения изображения (дагерротип), съёмка была довольно мучительным процессом: фотографируемому даже создавали специальные опоры для головы и тела, так как несколько минут нужно было оставаться неподвижным. Затем фотоматериалы стали более чувствительными, неудобны были только размеры фотокамеры – этакий довольно объёмный ящик. В Советском Союзе мы довольно долго видели его при съёмках в студии. Этот ящик определял композицию изображения – оно всегда было сделано на уровне глаз в соответствии с линией горизонта. И вот в первой трети ХХ века появляется «лейка» – лёгкая камера, которую можно держать в руке, – но снимают всё ещё по традиции горизонтально на уровне глаз. Родченко стал первым, кто рискнул наклонить камеру. И тогда оказалось, что привычное изображение теперь смотрится совсем по-иному.

Как необычны, оказывается, снимки, сделанные совершенно непривычным образом, сверху или снизу! Посмотрите на следующий снимок – «Прохожие». Если кому-то случалось оказаться на крыше (ну или посмотреть с балкона) при утреннем или вечернем солнце, когда его лучи близки к горизонту, то забавно видеть такую картинку, где больше инфомации дают не фигуры людей, а тени от них. Необычный ракурс, по-новому увиденный интересный объект или его фрагмент, творческое использование света и тени, а затем ещё использование коллажа – всё это обеспечило успех фотографии Родченко в различных изданиях. Но не забывайте, что время это было непростое, и судьба любого новатора вызывала то, что даже нельзя назвать критикой... Например, есть у Родченко спортивная фотография «Прыжок инструктора с вышки». Так вот, критика этого снимка выглядела так: «Не могут у нашего инструктора быть такие волосатые ноги»!

У Родченко многие учились фотографии. Но были в его биографии и те факты, которые ему, наверное, хотелось бы забыть. Так, например, ему пришлось участвовать в командировке на Беломорканал, к которой власти привлекли известных писателей, поэтов (нужно было талантливо показать, как труд перековывает всякую «контру»). Не довелось мне читать, чтобы кто-нибудь гордился позже этой командировкой...

Можно попытаться понять, почему, говоря об успехах советского дизайна, мы вынуждены говорить о достойном месте его в истории. При этом пионеры отечественного дизайна прокладывали путь не только своей стране. Да, в библиотеке Конгресса США есть плакаты Стенбергов, в западных музеях есть работы Эль Лисицкого и Кандинского. Ближе к концу ХХ века в зарубежных музеях появляются копии замечательного проекта В. Татлина.

Во второй половине ХХ века в развитых странах формируется система дизайна, которая предполагает практику дизайна и подготовку дизайнеров для работы. Говорить же о практике дизайна в Советском Союзе довольно затруднительно. Дизайн возникает тогда, когда производители должны вступать в конкуренцию, обеспечивая преимущества своего продукта. Понятно, что в условиях планового хозяйства такой конкуренции не было. Госплан посчитал, сколько нужно и – за работу, товарищи.

Но, тем не менее, дизайн в России был – в теории, в очень неплохих проектах. Не было лишь практики дизайна. Повторим сказанное когда-то: дизайнеры есть, дизайна нет!